Иммунологическое обследование перед прививкой: надо ли?

—     Стоит ли попросить у педиатра оценить иммунитет ребенка до начала прививок?

Участковому педиатру приходится иногда сталкиваться с требованием «определить иммунитет ребенку до прививки». Поскольку для врача несколько не ясно, что вкладывается в понятие «определить иммунитет», путем дополнительных расспросов удается выяснить, что родители желают:

1. узнать, хорошо ли работает иммунная система ребенка («напряженность иммунитета перед прививкой»);

2. выявить, нет ли у ребенка антител к инфекциям, против которых его собираются прививать.

Иными словами, родители просят провести исследование специфического и неспецифического иммунитета. Интернет-сообщество усиленно дискутирует на тему, стоит ли ребенку делать иммунограмму перед прививками. Врачи-иммунологи из частных клиник и центров с радостью указанную дискуссию поддерживают (оно и понятно, о таком количестве клиентов можно только мечтать).

Очень сложно удержаться, когда читаешь о том, какой великий смысл вкладывают люди в обычную иммунограмму. Оказывается, по ней можно определить «напряженность иммунитета» и на основании этого решить, стоит ли прививать ребенка прямо сейчас, или подождать, чтобы как-то повысить эту «напряженность». Можно спрогнозировать риск осложнений. Можно определить, нужна ли прививка и не будет ли «гипериммунизации». Что поразительно, имеются некоторые врачи, которые также совершенно искренне считают, что иммунологическое обследование перед прививкой способно решить все указанные проблемы.

Хочется напомнить о том, что основные показатели неспецифического иммунитета, которые включены в иммунограмму, являются чрезвычайно вариабельными, и индивидуальная норма здесь, как нигде, имеет огромное значение.

При оценке показателей иммунограммы рекомендуется учитывать возможность их колебаний в связи с принятием пищи, физической нагрузкой, ощущением страха, временем суток, принимаемыми медикаментами. В связи с этим обстоятельством при диагностике заболеваний иммунной системы решающую роль играют клинические данные, а показатели иммунограммы имеют лишь вспомогательное значение. При этом клиническую значимость демонстрируют показатели, имеющие выраженные (более 40-50% от нормы), стойкие изменения (сохраняющиеся в нескольких анализах, забранных с интервалом не менее 2 недель), и изменения, подкрепленные клиническими симптомами.

Таким образом, показатели иммунограммы не могут служить доказательством «напряженности иммунитета» или, напротив, его «ослабления», если они не сопровождаются соответствующими клиническими проявлениями, например, в виде неадекватной инфекционной заболеваемости.

Здоровым детям иммунологическое обследование совершенно не нужно.

Иногда приходится сталкиваться с призывами перед вакцинацией определять всем детям уровень общего иммуноглобулина Е — рекомендацией, не имеющей под собой какой-либо рациональной основы. Во-первых, для поствакцинальных аллергических реакций играет роль только предшествующая сенсибилизация антигенами, входящими в состав вакцины. Во-вторых, тщательный сбор анамнеза вполне может заменить определение IgЕ (выявление предшествующих реакций на компоненты вакцины, таких как яичный белок). Без сомнения, могут возникнуть ситуации, когда ребенка с аллергопатологией необходимо обследовать перед проведением прививок. В некоторых случаях также существует необходимость определения перед прививкой иммунного статуса.

Нет никакого смысла массово исследовать иммунный статус или же уровень здоровым детям, в первую очередь такая необходимость возникает в отношении детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, и детей с хроническими заболеваниями, сопровождающимися патологией иммунной системы.

Определение у ребенка перед прививкой уровня специфических антител представляется довольно бессмысленным мероприятием.

Сами по себе антитела к инфекциям у ребенка появиться не могут: их либо получают от переболевшей или привитой матери, либо они образуются при естественной иммунизации. Поскольку на территории России большинство инфекционных агентов в свободной циркуляции отсутствует (к счастью, и пока еще), то о естественной иммунизации говорить не приходится, тем более когда речь идет о детях первого года жизни.

Таким образом, получить антитела ребенок может только внутриутробно от матери (если у матери были антитела, т.е. если мать ранее болела или была привита). Продолжительность жизни материнских антител ограничена: уже к 2-3 месяцам в большинстве случаев они утрачиваются. Наиболее продолжительное время сохраняются антитела к вирусным инфекциям, в некоторых случаях их можно выявить в крови ребенка второго полугодия жизни. Однако исследования показывают, что к возрасту 6 месяцев материнские антитела к кори утрачивают 99% новорожденных от вакцинированных женщин и 95% от женщин, перенесших естественную инфекцию, а к возрасту 12 месяцев уже все дети восприимчивы к данному заболеванию.

Имеет ли смысл определение этих антител, если заранее известно, в каком возрасте их уже не будет? Педиатрический календарь прививок построен с учетом сроков утраты материнских антител и начала периода незащищенности у большинства детей. И даже если у кого-то из детей материнские антитела в небольших концентрациях к 2-3 месяцам жизни еще сохраняются, на эффективность вакцинации неживыми вакцинами это обстоятельство никоим образом не влияет (что доказано многочисленными исследованиями). Эти антитела уже не могут защитить ребенка, т.к. их уровень невелик и снижается с каждым днем.